Скользкая дорожка

28.06.2011

Как приготовить дорогу для саней летом, объясняют ученые

Конкурс на выбор компании, которая бы обрабатывала самарские дороги зимой специальным антигололедным средством, вот-вот состоится в столице губернии. По мнению многих горожан, средства, которыми «удобряли» городские магистрали в прошлые годы, оказывали негативное воздействие на резину автомобилей, на обувь пешеходов и даже на саму проезжую часть, в результате чего весной автодороги Самары оказались в аварийном состоянии. Экологи тоже оказались недовольны, подтвердив, что эти химические реагенты загрязняют окружающую среду. О плюсах и минусах подобных средств «ВК» рассказали экперты.

Средства разные вредны

В прошлом году в лаборатории содержания автомобильных дорог РосдорНИИ под руководством Юрия Розова были исследованы более 15 веществ, входящих в состав антигололедных реагентов, и оказалось, что практически все они в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

Действительно, по словам руководителя общественного центра «За безопасность российских дорог» Дмитрия Леонтьева, ни в одном российском городе технические условия при обработке автомобильного полотна не соблюдаются в должной мере. «Самым безопасным, хотя и самым дорогим, антигололедным средством в мире считается мраморная или гранитная крошка, - пояснил эксперт. – Ее используют в Скандинавии и Финляндии в зимнее время, а летом специальным пылесосом собирают с дорог, отмывают и следующей зимой используют опять. При использовании этого материала в российских условиях выяснилось, что года через 3–4 мраморная крошка истирается в микронного размера радиоактивную пыль, которая загрязняет атмосферу, почву, а при таянии льда еще и канализацию. И на борьбу с последствиями такого использования нужны огромные средства».

По словам эксперта, многие компании в погоне за экономией пренебрегают соблюдением технических регламентов при использовании антигололедных средств. Для них главная задача победить в тендере, предоставив заказчику - муниципалитету - наименьшую стоимость использования. Отсюда и возникает ситуация, когда чрезвычайно агрессивный для окружающей среды, но относительно недорогой хлористый натрий раскидывают по дорогам города лопатами. «Каждая компания должна соблюдать регламент зимней уборки, в соответствии с которым дозируется количество граммов реагента на квадратный метр дороги, – рассказал Дмитрий Леонтьев. – Точная дозировка позволит по максимуму обеспечить таяние ледяного покрова с минимальными последствиями для окружающей среды. Однако она возможна только с применением современной техники, которая, к сожалению, есть не во всех российских городах».

Относительная безвредность

Так какие же есть средства для борьбы с ледяным покровом? По словам лауреата Президентской премии 1995 г., кандидата химических наук Олега Мосина, самым дешевым является техническая соль, то есть хлористый натрий. Поэтому сегодня она служит одним из главных средств в борьбе с обледенением. «Однако в случаях неграмотного применения подобного реагента его большое количество на проезжих частях и тротуарах способно оказать негативное воздействие как на резину автомобилей, так и на обувь пешеходов», - отметил ученый.

В последнее время дорожными службами российских городов активно используются противогололедные материалы (ПГМ) с приставками БИО. Они рекламируются как высокоэффективные реагенты «нового поколения» с так называемыми «биофильными добавками», якобы плавящие лед и удобряющие почву. Производители этих «биореагентов» - пермские горнорудные предприятия, для которых производство ПГМ побочная деятельность, способ избавиться от вредных отвалов, которые и составляют основу противогололедных гранул. В большинстве своем эти препараты представляют собой сложную смесь хлористого калия с добавлением ингибитора коррозии и гидрофобизатора в гранулированном виде. Гидрофобизатор, входящий в состав реагента, образует защитную пленку на поверхности, предотвращая тем самым образование наледи.

Тем не менее, при испытании хлористого калия за рубежом иностранные дорожники отказались от его использования. Достаточно сказать, что удобрение на основе хлорида калия, как самое доступное в домашних условиях, используют для проверки работы бытовых дозиметров. Даже небольшая навеска соли, расположенная непосредственно рядом с окошком счетчика Гейгера, дает радиоактивный фон на уровне около 30 микрорентген/час, то есть вдвое выше обычного. Помимо хлорида калия (по сути, дешевого минерального удобрения) в разных составах «биореагентов» производители включают карбамид (мочевину – еще одно удобрение) и формиаты, химические вещества, не имеющие никакой плавящей способности, однако негативно влияющие на наше здоровье.

Содержащий азотные соединения карбамид в больших дозах отравляет все живое. По словам Олега Мосина, в почве живут нитрифицирующие бактерии, безвредные в «спящем» состоянии. «Но стоит этим бактериям соприкоснуться с азотом, - рассказал ученый, - как они начинают размножаться и модифицировать аммоний во вредные нитриты и нитраты».

Сейчас, согласно бюллетеню Росстата за 2011 г., Самара занимает 29 место по количеству выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. За прошлый год самарские предприятия выбросили более 36,5 тыс. т вредных и загрязняющих веществ. Поэтому, по мнению экологов, достаточно даже какого-то небольшого дополнительного фактора, чтобы здоровью людей и экологии был нанесен серьезный непоправимый ущерб. В связи с этим нужно очень ответственно походить к выбору и использованию антигололедных реагентов и соблюдать необходимые технические условия их использования. Только тогда можно будет говорить об относительной безвредности применяемых средств.

«Волжская Коммуна»

← Назад к списку сообщений